sanaksar_monast (sanaksar_monast) wrote,
sanaksar_monast
sanaksar_monast

Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»


2-3 июля 2018 года Наместник Санаксарского мужского монастыря архимандрит Иннокентий по благословению Преосвященнейшего Климента, епископа Краснолободского и Темниковского, принял участие в работе круглого стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

Мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга.

В состав президиума первого дня заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

Работу секции "Послушание - дыхание монаха" открыл доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора "Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирения, кротость, мир, любовь)". Владыка отметил, что смирение и послушание должны переживаться как добродетели в аскетических трудах всякого монашествующего и христианина. Человек, наделенный свободой, стал несвободным из-за грехов, потому что ушел от послушания Богу. Преподобный Макарий Египетский говорил: душа человека после грехопадения обитает во вратах адовых. Гордость, несвобода, обращение к себе - последствия непослушания. Ветхозаветное человечество было неспособно привести себя ко спасению.

"Христос Богочеловек показал путь исполнения божественных заповедей прежде всего тем, что был послушен до смерти крестной, - напомнил владыка Исидор. - Спасение - синергия Бога и человека. При этом Господь не принуждает, а приглашает человека. Наше послушание - это свободный ответ любовью и доверием. Послушание на практике осуществляется через духовного отца. При этом последний не навязывает свою волю, а детоводительствует ко Христу. Последствие послушания - сердечная радость. И ничто так не способствует молитве, как послушание".

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий в докладе "Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца" вспомнил святогорцев - старца схиархимандрита Макария (Сушкина) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), которые в XIX веке привели к расцвету русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Эта среда впоследствии воспитала преподобного Силуана Афонского. В записках отца Иеронима секретом расцвета и преуспеяния монашествующих называются строгое соблюдение общежительного устава, правильное исполнение духовного подвига. В основе послушания должно быть полное искреннее доверие духовному руководителю. Но предмет послушания - не духовный руководитель, а Христос, духовный руководитель - это образ Христа. Проверить, насколько правильно развивается духовная жизнь, можно по чувствам, которые испытываешь при встрече своего игумена или духовника. Если радость - преуспеваешь, если равнодушие - стоишь на месте, если злобу и раздражение - что-то с духовной жизнью не так.

Наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) в докладе "Подчинение, повиновение, послушание" обратил внимание на то, что монах, слушающий только старших и без благоговения относящийся к равным себе и младшим, не исполняет послушания. Оно несовместимо с подавленностью духа. Ребенок получает развитие через активность. Родителям бывает от этого трудно. Так и монах - это живой человек со своим мнением, своими особенностями. Если человек, движимый человекоугодием, задавит в себе все желания, то придет лишь к бесплодному унынию. Отец Петр также остановился на таких аспектах истинного послушания, как целеустремленность, дерзновение, бодрость.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в докладе "Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы: взаимосвязь" отметил, что святые отцы учат прежде всего послушанию Богу. Лучше всего послушание передается не поучением, а собственным примером и возможно лишь в атмосфере истинной любви между послушником и духовным отцом. И то, и другое есть живое движение души, ищущей Бога. Владыка процитировал истолкование цитаты из Евангелия "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20) как говорящей о браке, когда речь идет о двоих, и о монастыре - когда о троих.

Игумения Анастасия (Мордмилловчи), настоятельница Казанского монастыря Калуги, завершила заседание докладом "Послушание - основной монашеский обет". У слушателей была возможность задать вопросы, поделиться размышлениями.

Оаботали секции "Что такое жизнь в послушании" (на примерах жития святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), и "Созидание жизни братства в духе послушания".

В обсуждении участвовали митрополит Почаевский Владимир, епископы Павлодарский и Экибастузский Варнава, Колыванский Павел.

Второй день работы, 3 июля, открыло выступление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором владыка отметил, что многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. "Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: "В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь", - сказал он.

На секции "Созидание жизни братства в духе послушания" прозвучал доклад председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия "Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение. Основные составляющие послушания: восприятие, осмысление, исполнение".

Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) в докладе "Созидание жизни братства в духе послушания" остановилась на понятии верности Священному Преданию. В наше время можно услышать мнение, что жизнь по уставу не отвечает духу Евангелия. Между тем, устав - одна из форм Священного Предания. Божественное откровение хранится и распространяется посредством Священного Писания и Священного Предания, в последнем различают вероучение, опыт духовной жизни и благодатное освящение. Опыт духовной жизни, приобретенный подвижниками, фиксируется в монастырском уставе, поэтому он - одна из форм хранения Священного Предания. Устав формулирует способы подвижничества, имеет догматические основания, регулирует богослужебную, дисциплинарную формы подвижничества, относится как к отдельному человеку, так и обществу подвижников, являясь идеалом церковной жизни.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) в докладе "Враги" послушания - вопросы "А почему я?", "А зачем?", "А может, лучше по-другому?", "А если я не смогу?" и прочие" рассказала об источниках их происхождения и методах борьбы.

"Круглый стол" подготовили Синодальный отдел по монастырям и монашеству и комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В нем принимают участие 160 монашествующих из 65 епархий - архипастыри, наместники, игумены, игумении, насельники, сопровождающие.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=143448#ad-image-6
http://www.patriarchia.ru/db/text/5231587.html
Tags: Круглый стол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments